О школе

В понимании старшего поколения ученых научная школа является прежде всего именной, во главе которой стоит лидер научного направления. Однако времена меняются, масштабы и темпы развития науки постоянно ускоряются и в мире появились новые типы научных школ. Наше научное сообщество соответствует типу научных школ, которые в мире принято называть «невидимый колледж».

Ясно, что научные школы не рождаются по приказу, а вырастают из активной деятельности ученых. Это продукт самоорганизации научного сообщества. Наша научная школа зародилась не сегодня, а создавалась шаг за шагом группой научных лидеров, которые интенсивно общались, находили общие интересы и подходы к научным исследованиям. Состояние развития результатов консолидации нашего физико-химического сообщества на базе кафедры химии, новых технологий и материалов в 2014 году нашло отражения в публикациях. Прошли годы, и мы получили результаты, в основе которых лежит консолидация наших ученых, работающих в междисциплинарных областях.

Наша научная школа — добровольное объединение ученых, т.е. форма кооперации труда. Ее основные функции – обучать и готовить молодежь для науки и вести исследования. 

Эффективность научной школы зависит от стабильности состава ее участников. В условиях Университета «Дубна», в котором отсутствует штат исследователей, могут развиваться только научно-образовательные школы, в которых исследовательская функция может быть эффективно реализована в тесном взаимодействии с другими научными центрами.

В соответствии с принятой классификацией научных школ [] развиваемая школа по физической химии может быть охарактеризована следующим образом:

  • По типу связей между участниками научной школы – «невидимый колледж», представляющий собой добровольную организационную структуру, основывающуюся преимущественно на неформальных коммуникациях ученых;
  • По типу научных идей и продуцируемых знаний - универсальная (теоретическая и экспериментальная);
  • По широте исследуемой предметной области – междисциплинарная;
  • По форме организации деятельности учеников – с индивидуальными и коллективными формами организации НИР;
  • По типу связей между поколениями – многоуровневая.

Миссией физико-химической научной школы является консолидация научного сообщества для проведения совместных исследований и совершенствования образования в области физической химии, физики и химии наноразмерных систем, тонкопленочных технологий и других актуальных направлений, в основе которых лежит физическая химия на междисциплинарной основе. Постепенно выработались принципы взаимодействия научного сообщества физико-химической научной школы и структурирование исследований в рамках этой научной школы. При этом на первый план вышли следующие задачи:

  • формирование сообщества ученых и специалистов, объединенных общими интересами и обеспечивающих преемственность научных традиций поколений, позволяющих проводить на высоком уровне научно-исследовательские работы в области физической химии и современных высоких технологий;
  • обеспечение способным и мотивированным студентам и молодым исследователям возможности для получения качественного образования мирового уровня и раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала;
  • подготовка научно-педагогических кадров и самореализация молодых ученых.

Основными направлениями научной школы являются:

  • Химическая термодинамика и кинетика, термический анализ, физическая химия растворов и наноразмерных систем.
  • Синтез кристаллов и приборной керамики, кристаллография, фазовые равновесия и физика кристаллов.
  • Квантовая химия, химия твердого тела, мезоскопические системы, физикохимия полупроводников и тонких пленок.
  • Молекулярнодинамическое и квантовохимическое моделирование наноразмерных систем и биополимеров.
  • Физико-химические и технологические основы сорбции и ионного обмена биоорганических соединений, получение сорбентов на основе растительного сырья.
  • Адсорбция и иммобилизация белков и реконструированные ферментные системы.
  • Синтез коллоидных квантовых точек и полупроводниковых органо-неорганических материалов и тонких пленок.
  • Физические и физико-химические основы создания и функционирования фотовольтаических систем.
  • Физико-химические основы аналитических процессов и функционирования газовых сенсоров и биосенсоров.

Научными лидерами научной школы являются: д.х.н. Апель П.Ю., д.ф.-м.н. Васильев А.А., проф., д.х.н. Гладышев П.П. (руководитель научной школы), д.т.н. Горшкова Р.М., д.ф.-м.н. Зосимов В.В., д.х.н. Крыльский Д.В., д.ф.-м.н. Назмитдинов Р.Г., д.х.н. Осадчий Е.Г., д. ф.-м.н. Холмуродов Х.Т., д.х.н. Чареев Д.В., д.т.н. Шаповалов Ю.А..

Членами научной школы являются преподаватели, студенты и аспиранты кафедры химии, новых технологий и материалов Государственного университета «Дубна» и научные сотрудники ряда научных центров Наукограда Дубна, Московской области и Москвы, а также коллективные члены – предприятия Особой экономической зоны «Дубна» и их руководители.

Наверх